Работа мерчандайзером: краткий обзор специальности
Мерчендайзер, или, согласно правилам русского языка, "мерчандайзер", является экспертом в области маркетинга, который отвечает за организацию продаж. Его задачей является продвижение конкретного товара или продукции бренда. В данной статье мы рассмотрим, какие задачи выполняет мерчандайзер в магазине и кто может стать таким специалистом.
Мерчандайзер - кто это и чем занимается
Мерчандайзерство как профессия появилось довольно давно, но ее корни ведут к самому зарождению торговли. Тем не менее, далеко не все знают, кто такой мерчандайзер и каковы его обязанности.
Основная задача мерчандайзера заключается в стимулировании продаж. Однако сам мерчандайзер не взаимодействует напрямую с клиентами. Его основная задача - организовать эффективное взаимодействие покупателя с продукцией.
Для успешного выполнения своей работы мерчандайзеру необходимо находить баланс между пятью ключевыми элементами:
- товар;
- место;
- время;
- объем;
- стоимость.
Иными словами, работник этой специальности должен понимать, с какой продукцией ему предстоит работать, учитывать специфику места, где он работает, ориентироваться на сроки выполнения задачи, а также иметь представление о том, каков объем товара и какая его цена. Если учесть все эти факторы, объем продаж можно увеличить на 200-300%. Не стоит забывать, что правильный выбор мерчандайзера - это залог успешной работы магазина.
Многим может показаться, что все обязанности мерчандайзера сводятся к выкладке товаров, но это далеко не так. Выкладка товаров - это всего лишь видимая часть работы, чтобы рационально распределить продукцию, необходимо понимать, как ее местоположение влияет на выбор потребителей. Таким образом, должности мерчандайзера включают в себя:
- Изучение покупательского интереса. Мерчандайзер должен узнать, кто составляет целевую аудиторию, как ее состав изменяется в зависимости от времени года и что она предпочитает. Необходимо также проанализировать сотрудничество и другие факторы, влияющие на потребность в товарах.
- Формирование ассортимента продуктов и его поддержание. Анализ потребительского поведения позволяет составлять список покупок для наполнения полок.
- Конкурентный анализ. Работник этой профессии должен обратить внимание на то, что покупатели внимательно следят за заменой товаров, и сообщить об этом работодателю. В свою очередь, работодатель проведет анализ причин смены товаров и примет меры для привлечения потребителей.
- Отчетность. Мерчандайзер является частью маркетинговой цепи. Он должен продемонстрировать результаты своей работы и ее вклад в общее дело.
Обычно контроль за работой мерчандайзера возлагается на супервайзера по мерчандайзингу. Если вы начинаете работу мерчандайзером, то через некоторое время у вас будет возможность вырасти в руководителя. Для этого вам нужно не только выполнять выкладку товаров, но также уделить больше внимания аналитике и отчетности.
Рабочие варианты для торговых мерчандайзеров
Для того, чтобы понять, как торговый мерчандайзер достигает своей основной цели, необходимо рассмотреть возможные варианты его работы.
Работа торгового мерчандайзера необходима преимущественно в гипермаркетах и супермаркетах. В некоторых случаях его могут закрепить за определенной торговой точкой, и тогда этот специалист будет считаться стационарным мерчандайзером. Если же он перемещается от одного магазина к другому в течение рабочего дня, то он считается мобильным мерчандайзером. Но такой человек не обязательно может работать без ограничений - в большинстве случаев описание вакансии мобильного мерчандайзера содержит указание на торговую сеть и географию его присутствия.
В зависимости от подхода к основным функциям могут быть выделены следующие типы мерчандайзеров:
- Технический мобильный или стационарный мерчандайзер. Его работа заключается в размещении продуктов на полках. Он может работать как в одном магазине, так и перемещаться по сети.
- Визуальный мерчандайзер. Он создает атмосферу, знает, что вид товара - это только вершина айсберга. Если дополнить картину композицией из мелодий, ароматов и освещения, можно вызвать более сильное желание к покупке. Такой человек находится чаще всего в одном магазине, создавая в нем уникальную атмосферу.
- Перекрестный мерчандайзер. Он формирует тематические зоны для своих продуктов. Для этого необходимо анализировать, вместе с каким товаром покупают данный продукт (например, хлеб - поближе к маслу).
График работы мерчандайзеров обычно очень гибкий, предусматривающий частичную занятость в различных форматах. Один мерчандайзер может работать неполный рабочий день, другой предпочитает трудиться несколько смен в неделю, третий - по графику 2/2, а четвертый - только по выходным.
Основные требования, которые предъявляются работодателями к мерчандайзерам, доступны даже для соискателей без высшего образования. Перечень необходимых качеств для этой сферы деятельности не слишком велик:
- Гражданство Российской Федерации или законное разрешение на работу на территории страны (например: патент, вид на жительство или разрешение на временное проживание);
- Наличие медицинской книжки;
- Наличие физических навыков, в частности, выносливости, оперативности, а также готовности к работе на ногах весь рабочий день;
- Важным значением обладают личные качества, такие как внимательность, коммуникабельность, понимание психологии, энергичность, а также желание постоянно обучаться.
Даже без опыта работы, но с готовностью проходить стажировку и углубляться в профессию, мерчандайзер может рассчитывать на трудоустройство. Работодатель ожидает от своих сотрудников ответственного и дисциплинированного подхода к работе, все остальное приходит со временем.
Вакансии мерчандайзера выходного дня, работы на неполную ставку или график 2/2, пользуются большим спросом среди студентов. Это отличная возможность для заработка без потери учебного времени. А для тех, кто изучает маркетинг, это может стать полезной практикой и первым шагом на пути к профессиональному росту.
Поиск работы и зарплатный вопрос волнуют многих, особенно тех, кто только начинает свою карьеру.
Если вы задумались о том, какая зарплата ожидает мерчандайзера, мы поделимся с вами информацией по состоянию на 2019 год.
Начнем с того, что услуги мерчандайзера оплачиваются по-разному в зависимости от территории работы и зоны ответственности. В среднем, мерчандайзеры в России зарабатывают около 31 200 рублей в месяц. Кроме того, в Московской и Ленинградской областях сегодня наиболее широко представлены вакансии этой профессии.
Однако, не стоит забывать, что зарплата мерчандайзера зависит не только от региона работы. Важно также учитывать вид занятости (в полную или частичную ставку, на вахту), место работы (крупный ритейлер, небольшой сетевой магазин или несетевые точки), а также наличие дополнительных обязанностей (водителя, грузчика или товароведа).
Рассмотрим этот вопрос более подробно. В Москве мерчандайзер может рассчитывать на самые высокие зарплаты, до 75 000 рублей, в Санкт-Петербурге - до 52 000 рублей. Однако, в небольших городах ожидать подобной зарплаты не стоит.
Стоит учитывать, что вакансии мерчандайзера с неполным рабочим днем могут быть очень выгодными, поскольку позволяют сотрудничать сразу с несколькими компаниями, что в свою очередь увеличивает доход.
В целом, профессия мерчандайзера очень перспективна и не требует высшего образования или глубоких знаний в экономике. В результате, человек на этой должности может обеспечить себе достойный заработок и постепенно подниматься по карьерной лестнице.
Фото: freepik.com