Современные информационные технологии в образовании: вперед в будущее!
За последние десятилетия информационные технологии дали людям возможность открывать новые горизонты не только в работе, но и в обучении. С развитием Интернета, методы образования претерпели значительные изменения. В данной статье мы рассмотрим, как в современности используются дистанционные образовательные технологии, а также опишем их преимущества и особенности.
Значимость инновационных технологий в организации учебного процесса в вузах
Новые возможности, предоставленные дистанционными технологиями в образовании, значительно расширили сферу получения знаний в современном мире. Независимо от местонахождения, люди могут получать образование, при этом традиционные формы обучения по-прежнему пользуются спросом, однако дистанционное обучение все больше набирает популярность.
В России наблюдается становление нового образовательного процесса, сфокусированного на интеграции в мировое информационно-образовательное пространство. Появление новых и существенных изменений в организации образования подтверждает необходимость соответствовать современным техническим возможностям. Внедрение современных информационных технологий в сферу образования стало способствовать качественным изменениям методов и организационных форм обучения, что сделало получение образования более удобным и доступным.
Важное значение в процессе модернизации образования имеют информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). ИКТ - это название для всех способов обработки данных и различных устройств, которые включают в себя компьютеры с необходимым программным обеспечением и телекоммуникационные средства, а также содержащуюся на них информацию. Использование ИКТ позволяет взаимодействовать преподавателям и студентам на расстоянии, это значит, что студенты могут получать образование дистанционно.
Использование дистанционных образовательных технологий было закреплено в Законе РФ "Об образовании" в 1992 году. Последующие изменения в Законе и Приказе Минобрнауки России от 6 мая 2005 года "Об использовании дистанционных образовательных технологий" дали возможность образовательным учреждениям использовать возможности дистанционного обучения на всех формах обучения. С сентября 2013 года новый Закон "Об образовании в Российской Федерации" уделяет большое внимание применению электронного обучения, что предоставляет вузам новые возможности. Более того, данным законом закреплена не только возможность использования новых технологий, но и предписано обеспечение доступа к электронным образовательным ресурсам.
Необходимо отметить, что помимо созданных университетами и другими учебными заведениями электронных образовательных ресурсов (ЭОР), существуют также бесплатные ЭОР, в том числе порталы "Грамота.ру" и "Открытый колледж", а также множество общеобразовательных и узкоспециализированных каналов на YouTube для студентов, школьников и всех, кто интересуется образованием.
Электронные и дистанционные образовательные технологии стали неотъемлемой частью современной системы обучения. Все больше школ и университетов переходят на инновационные методы обучения, которые используют информационные и коммуникационные технологии.
Существует несколько вариантов применения электронных и дистанционных образовательных технологий в образовании. Одним из них является применение онлайн-курсов и вебинаров, которые позволяют студентам получать знания и навыки на расстоянии, используя только компьютер или смартфон.
Другим вариантом является создание электронных учебных пособий и учебных материалов. Эти материалы могут содержать видеоуроки, интерактивные задания, тесты и прочее. Все это позволяет учащимся самостоятельно изучать материалы и повышать свой уровень знаний.
Также электронные технологии позволяют проводить онлайн-видеоконференции между учителями и учениками для дополнительных консультаций и обсуждения вопросов, касающихся учебного процесса.
В целом, применение электронных и дистанционных образовательных технологий открывает новые возможности в обучении и помогает студентам обрести знания и навыки, не выходя из дома.
E-Learning: новый формат обучения
E-Learning (от англ. electronic learning) или электронное обучение – это способ получения знаний с использованием компьютерной техники и Интернета. Однако, со временем это понятие расширилось и теперь включает различные образовательные технологии, которые можно условно разделить на две категории – синхронные и асинхронные.
Синхронное электронное обучение
Синхронное электронное обучение представляет собой форму дистанционного обучения в режиме реального времени. Все происходит так же, как и при обычном очном обучении, за исключением того, что участники находятся друг от друга на расстоянии. В настоящее время, наиболее распространенной формой синхронного обучения являются вебинары, в ходе которых преподаватель ведет лекцию по теме, используя специальные программы.
Асинхронное электронное обучение
Асинхронное электронное обучение – это форма обучения, при которой студент самостоятельно осваивает материал на основе информации, полученной из различных онлайн-источников, а также с электронных носителей, вроде CD, DVD, или flash-карт. Обучение происходит в исключительно комфортных условиях для учащегося, он сам определяет темп и график своего обучения. Сейчас электронное обучение имеет большую популярность в вузах, т.к. позволяет освоить большой объем материала быстро и удобно, а также снижает расходы на печатные учебники. Более того, асинхронное обучение также используется в бизнес-среде, где подразделения занимаются обучением сотрудников посредством электронных курсов и тренингов.
Дистанционное образование является более широким понятием, чем E-Learning. Оно берет на себя функции интерактивного самообучения и серьезной консультационной поддержки. Поэтому электронное обучение может быть рассмотрено как один из аспектов дистанционной образовательной системы.
Дистанционное обучение — это совокупность технологий, которые позволяют студентам получать основную часть образовательного материала на удалении и взаимодействовать в интерактивном режиме с преподавательским составом. При этом поставка учебных пособий может быть осуществлена без использования компьютеров и Интернета.
Преимущества дистанционного обучения
Обучение с помощью дистанционных технологий имеет множество позитивных сторон.
Одним из основных достоинств дистанционного обучения является возможность учиться не покидая места своего проживания. Не всегда представители малых населенных пунктов имеют возможность поехать в большой город для получения высшего образования. Для них вариантом становится дистанционное обучение.
Учащиеся имеют возможность совмещать учебу и работу, что является отличным плюсом для людей, которые хотят повысить свою квалификацию или получить второе образование.
Студент получает доступ к качественным учебным материалам, ведет эффективное общение с преподавателями и имеет возможность составить индивидуальный учебный план.
Дистанционное обучение предполагает беспристрастную оценку результатов и обеспечивает постоянный контроль качества усвоения знаний. Такая технология исключает человеческий фактор благодаря использованию объективных автоматизированных процедур оценки знаний и предотвращает возможность взяточничества.
Гибкий график занятий, возможность совмещать работу и учебу, а также адаптация учебных продуктов к индивидуальному темпу усвоения информации делают дистанционное обучение комфортным для всех.
Институт международных экономических связей (ИМЭС) является одним из самых популярных вузов, предоставляющих возможности дистанционного обучения по направлению «Международные экономические связи и внешнеторговая деятельность». Этот вуз представляет собой инновационную организацию, которая успешно реализует принципы электронного обучения.
Благодаря этому, студенты из разных уголков России могут получить качественное образование по доступным ценам, не покидая своих родных мест и не отказываясь от своих повседневных дел. Кроме того, студенты могут продолжать работать, не бросая свои текущие проекты, и сохранять свой образ жизни.
Поэтому Институт международных экономических связей заслуженно является одним из лидеров в области дистанционного образования, который является ориентиром для многих учеников и учителей.
В учебном заведении под названием Институт международных экономических связей (ИМЭС), основанном в 1995 году, получили образование в области внешней торговли более 2000 студентов за 20 лет его существования. Вуз гордится своей статистикой, однако в ИМЭСе делают упор не только на количество, но и на качество обучения.
И на данный момент ИМЭС предоставляет возможность обучения на программе высшего образования, включающей подготовку бакалавров по направлениям "Менеджмент" и "Экономика". Интересно отметить, что ИМЭС не ограничивается лишь использованием принципов E-Learning, но и активно занимается разработкой инновационных образовательных продуктов - что делает его почти единственным вузом, делающим акцент на инновациях.
Современная технология дистанционного обучения имеет широкий спектр возможностей в электронной информационной образовательной среде (ИМЭС). Студентам доступны лекции с обратной связью, вебинары, логические схемы, адаптивные тест-тренинги, тестирующие и аттестационные программы, синхронное и асинхронное взаимодействие, формирование электронного портфолио и фиксация хода образовательной деятельности. Для доступа к электронным образовательным ресурсам необходимо зайти в «Личный кабинет» студента на сайте.
Организация учебного процесса обеспечивается информационной интеллектуальной системой «Спрут». Благодаря ей, администрирование обучения каждого студента осуществляется в период с поступления до выдачи диплома. Кроме того, «Спрут» обеспечивает проведение электронной идентификации и проведение академического администрирования при проведении аттестации.
Для обучения студенты могут использовать онлайн-курсы, созданные преподавателями в виртуальной обучающей среде Moodle. Кроме того, обучающиеся могут воспользоваться обширными электронными библиотечными ресурсами.
Фото: freepik.com