Обучение и развитие персонала в организации

Обучение и развитие персонала в организации

Сегодня профессиональные навыки сотрудника не всегда достаточны для выполнения задач компании в условиях современной конкурентной рыночной среды. Поэтому эффективность бизнеса во многом зависит от развития персонала и возможностей обучения, несмотря на постоянное изменение требований.

Тем не менее, существуют основные принципы, на которых основывается работа специалистов в области кадров. Они включают в себя поиск наиболее подходящих кандидатов на вакансии, анализ требований и правильный выбор программ обучения.

Для эффективного развития персонала необходимо руководствоваться знанием моделей поведения и требований на рынке труда. При этом реализации принципов работы «кузницы кадров» помогают такие методы, как подбор профессиональных курсов, семинаров и конференций. Важно также помнить, что персонал должен постоянно обновлять свои профессиональные навыки для оптимального выполнения задач, поэтому регулярная оценка и обучение сотрудников также являются важными элементами работы кадровиков.

Управление персоналом в организации – это не просто найти и нанять работников для заполнения вакансий. Существует множество направлений в управлении персоналом, и одним из них является обучение и адаптация сотрудников.

Прежде всего, необходимо различать адаптацию и обучение. Адаптация направлена на то, чтобы новый сотрудник освоил нормы, правила и процессы работы в компании в целом и в конкретном подразделении в частности. Этот процесс происходит как для новых сотрудников, так и для тех, кто переводится в другой отдел или филиал.

В то же время, обучение персонала направлено на расширение профессиональных компетенций. Это же является частью стратегии компании в целом и может планироваться в зависимости от технической модернизации и других факторов.

Обучением занимаются специалисты отдела персонала, которые могут использовать различные методы для выявления потребности в обучении. Это могут быть методы, такие как аудит личного дела сотрудника, анализ деятельности сотрудника, сбор заявок на обучение или аттестация сотрудников.

Обучение персонала можно организовать с помощью внутрифирменных ресурсов или отдать на аутсорсинг. Обучение внутри фирмы обеспечивает безотрывность от производства, привязку к нуждам компании. Тем не менее, оно может привести к отсутствию притока новых идей и методов. Внешнее обучение может использоваться, если внутри компании нет достаточных кадровых ресурсов. Однако он может быть более затратным и общим.

Различные методы подходят для разных случаев. Руководство может использовать различные сценарии и комбинации обучения и адаптации, в зависимости от цели, которую оно хочет достичь. Например, в случае потребности в повышении уровня английского языка у сотрудников, аттестация может помочь выявить наиболее подходящий метод обучения для разных групп сотрудников.

Комбинация обучения и адаптации может быть сильной стороной организации, повышая профессиональный уровень и улучшая качество работы сотрудников. Такой подход не будет привлекать только опытных кандидатов, но и поможет организации найти подходящих кандидатов для работы над различными видами проектов.

Метод обучения персонала зависит от выбранной фирмой формы обучения - внутренней или внешней. Внутреннее обучение включает в себя несколько методов:

  • Инструктаж. Новому работнику предоставляется общая информация о работе (например, о технике безопасности или использовании оборудования). От участия в инструктаже обычно никто не освобождается.

  • Ротация. Временный перевод сотрудника в другое подразделение для получения новых знаний и опыта. Например, работы в одном из наиболее успешных филиалов компании, чтобы перенять практический опыт и применить его в своем подразделении.

  • Наставничество. Работа под наблюдением более опытного сотрудника. В Великобритании такой вид наставничества называется buddying и отличается равноправным общением между наставником и подопечным. Предполагается, что это общение полезно для обоих участников. Наставники выбираются из числа амбициозных сотрудников, которым интересно делиться своим опытом и двигаться по карьерной лестнице.

  • Shadowing. Этот метод используется в компаниях, которые сотрудничают с университетами и колледжами. Студенты старших курсов проводят один или несколько рабочих дней рядом со специалистом в режиме его "тени". Этот метод позволяет познакомить студента с профессией в реальных условиях.

Внешнее обучение включает в себя несколько методов:

  • Курсы повышения квалификации или тренинги. Это пассивное обучение. Обучающийся слушает лекции, участвует в семинарах, разбирает кейсы и игры. Этот вид обучения может быть и дистанционным и модульным, но он требует значительных затрат при низкой мотивации обучающихся, которые могут рассматривать обучение как формальность.

  • Самообучение. Идеальный сотрудник занимается самообучением постоянно, читает специализированную литературу, участвует в вебинарах и общается на профессиональных форумах. На практике, это занятие далеко не у всех.

  • Конференции. Это форумы для обмена опытом и налаживания деловых контактов. Они положительно влияют на имидж компании в целом и укрепляют деловую репутацию участвующих сотрудников.

Некоторые методы обучения персонала могут быть использованы как внутри, так и вне фирмы, например, secondment. В этом случае работник может обучаться не только в другом департаменте своей компании, но и в другой компании. В России этот метод практически не используется, а в Европе он весьма популярен. Выбирая эффективные методы обучения персонала, компании должны руководствоваться системой развития своих сотрудников.

Развитие персонала в компании

Система развития персонала играет ключевую роль в наращивании и раскрытии профессиональных компетенций сотрудников компании из года в год. Основными задачами системы развития персонала являются:

  • Оценка профессионального и личностного уровня сотрудников, выявление их потребностей в обучении.
  • Мотивация персонала к обучению.
  • Выбор подходов и методов обучения, а также контроль за усвоением знаний.
  • Организация обучающих и контрольных мероприятий.
  • Анализ результатов обучения для дальнейшей работы с персоналом.

Стоит отметить, что обратная связь сотрудников компании служит улучшению самой системы развития.

Даже разовое обучение одного сотрудника требует взаимодействия между разными отделами компании, а построение системы развития персонала подразумевает исключительно отлаженные коммуникации между HR-отделом или отделом обучения, руководителями и сотрудниками. Здоровая доверительная обстановка в компании является мотивирующим фактором для персонала на успешное обучение и повышение квалификации. Кроме того, важную роль играет то, как и за счет чего реализуется обучение – наиболее эффективные методы сочетают в себе участие разных людей и использование многофункциональных инструментов.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *