Подходы и этапы маркетингового планирования
Составление маркетингового плана является важным инструментом для любой компании, которая желает стабильно развиваться в условиях нестабильности рынка и высокой конкурентности. Без плана бизнес может оказаться на грани хаоса и неизбежно закончится неудачами.
Идеально разработанный маркетинговый план включает комплексный анализ текущего состояния дел, формулировку целей бизнеса, последовательность будущих шагов, предполагаемый бюджет, потенциальные риски и запасной план действий. Кроме того, важно установить временные рамки и ответственных лиц по каждому пункту.
Разработка маркетинговой стратегии позволяет понять, как функционирует бизнес, обозначить сильные и слабые стороны компании, выявить потенциальные и реальные проблемы, спрогнозировать результаты и сократить риски.
Для того, чтобы план был эффективным, необходимо правильно выставить конкретные цели, убедиться в их достижимости в ограниченные по времени сроки. Маркетинговый план может быть краткосрочным, среднесрочным и долгосрочным. В случае, если стратегия разрабатывается на длительный период, необходимо предусмотреть возможность подстройки под новые обстоятельства.
Отмечается, что недостатками маркетингового планирования бизнеса являются необходимость денежных и временных затрат на его разработку и склонность информации к устареванию. Однако, составление маркетингового плана помогает более четко сформулировать цели компании, способствует повышению ее прибыли и конкурентоспособности.
Для разработки качественного маркетингового плана необходимо ознакомиться со множеством видов маркетинговых планов, каждый из которых имеет свои особенности и преимущества. Вот несколько моделей маркетингового планирования:
- «Самый короткий МП в мире», разработанный Келли Оделом;
- модель маркетингового планирования SOSTAC;
- модель Лестницы Ханта, разработанная Беном Хантом.
Хорошо разработанный маркетинговый план помогает минимизировать ошибки и сократить издержки бизнеса. При его разработке необходимо учитывать мнение всех функциональных подразделений компании.
Для разработки качественного маркетингового плана стоит обращаться в компанию с положительной репутацией и опытом в данной области. Такая компания сможет предоставить комплексную поддержку по всем этапам разработки, что важно для достижения успеха.
Как сформировать маркетинговый план: поэтапное руководство
Понимание модели и структуры маркетингового плана – первый шаг к разработке полноценной маркетинговой стратегии. Определите, какие аспекты будут затронуты при анализе: рынок в целом или отдельные его сегменты, текущие или потенциальные конкуренты, точки продаж, цены, потребители, и так далее.
Проведение анализа ситуации охватывает несколько ключевых аспектов:
1. Tекущее положение компании – SWOT-анализ по четырем направлениям: сильные стороны, слабые стороны, возможности и угрозы.
2. Ситуация на рынке – какова конъюнктура, как воспринимается бренд компании, каковы перспективы конкурентов.
3. Анализ конкурентов – более подробный обзор деятельности конкурентов, репутации, положения на рынке, за что ими ценятся, что ими не особенно привлекательно.
4. Каналы привлечения потребителей – в частности, изучение того, что работало и не работало в прошлом.
5. Риски – выявление ситуаций, которые могут угрожать бизнесу, и их минимизация.
6. Целевая аудитория – профиль целевой аудитории, включая ее предпочтения, потребности, интересы, возраст, доход, плюс портрет обновляется по мере необходимости каждый год.
Стоимость подготовки маркетингового плана будет рассчитана индивидуально, учитывая особенности компании.
Постановка целей – второй шаг к разработке маркетинговой стратегии. Определите, что компании необходимо в настоящем или будущем, какие задачи должен решить маркетинговый план: привлечение клиентов, увеличение среднего чека, расширение ассортимента товаров, запуск нового продукта и так далее. Цели должны быть конкретными и желательно измеряться в цифрах: сколько нужно привлечь подписчиков, какой ежемесячный доход компания должна получить, какие затраты требуется сократить и другие параметры.
Разработка стратегий – третий шаг к разработке маркетинговой стратегии. Необходимо разработать действенные стратегии и задачи, которые соответствуют целям бизнеса. Например, для увеличения лояльности к бренду можно изменить логистику для быстрой доставки заказов, а для увеличения объема заказов можно изменить график работы и так далее. На этом этапе необходимо назначить ответственных, установить сроки реализации задач, определить ключевые показатели эффективности (KPI) и рассмотреть бюджет.
Необходимо планировать реализацию маркетинговых задач, ответив на следующие вопросы: как будем выполнять задачи? Какие маркетинговые инструменты будем использовать? Например, для привлечения аудитории можно провести конкурс в социальных сетях или рассылку с информацией о новом продукте.
Анализ и корректировка – последний шаг к разработке маркетинговой стратегии. Маркетинговый план необходимо постоянно корректировать в зависимости от изменений на рынке. Контролируйте результаты для внесения изменений в маркетинговый план, если аудитория изменилась или появился новый серьезный конкурент. Обратиться за помощью в разработке маркетинговой стратегии можно в специализированных консалтинговых компаниях. Однако следует помнить, что неправильный маркетинговый план может привести к значительным потерям и даже к банкротству.
Оптимизация процесса маркетингового планирования – это важное условие для успешного развития любого бизнеса. В настоящее время, чтобы справиться с этой задачей, компании могут нанять штатного маркетолога или заключить сделку с внешним консультантом. Однако, не всегда у компании есть достаточно квалифицированных сотрудников. В этом случае, можно обратиться к организациям, которые смогут предложить готовый маркетинговый план «под ключ», с ориентацией на опыт, профессионализм и репутацию исполнителя.
Одной из таких компаний является «КСК ГРУПП», которая предоставляет высокий уровень сервиса и всегда работает на результат. Специалисты компании уже разработали более 5000 успешных маркетинговых стратегий для компаний российского бизнеса, и более 1000 клиентов пользуются их услугами постоянно. Квалифицированные специалисты, участвующие в разработке маркетинговых стратегий, могут предложить наиболее эффективные решения для конкретного бизнеса.
Один из примеров успешного сотрудничества с клиентом, производителем и дистрибьютором алкоголя, стал кейсом для «КСК ГРУПП». Консультанты компании помогли руководству компании решить проблему доверия к данным в отчетах региональных дистрибьюторов, разработав новую маркетинговую стратегию, нацеленную на увеличение прибыли. В результате, за шесть месяцев компания увеличила свою прибыль на 20%.
Специалисты «КСК ГРУПП» строят работу с клиентами по следующей схеме: после обращения клиента специалисты проводят анализ проблемы и затем обсуждают будущий проект на встрече с клиентом или его представителем. После подписания договора начинается реализация проекта и поиск наиболее эффективных решений.
Важно отметить, что «КСК ГРУПП» уже на протяжении 28 лет занимается комплексным консалтингом. В команде аудиторско-консалтинговой группы более 15 компаний-экспертов, работающих по единым стандартам и готовых решать любые задачи по развитию бизнеса. ИНН и ОГРН компаний «КСК» и «КСК АУДИТ» также указаны для уточнения информации.
Фото: freepik.com