Как узаконить перепланировку квартиры: четыре простых шага

Как узаконить перепланировку квартиры: четыре простых шага

Перепланировка квартиры – задача, требующая как трудоемких работ, так и определенных знаний в области законодательства. Владельцу надо четко понимать, какие работы имеет право производить, а какие – нет, и обязательно оформлять их документально. Однако некоторые решаются на такой шаг без согласования, но даже в этом случае еще не поздно выйти на правильный путь – любые произведенные изменения следует узаконить.

Таким образом, как отличается согласование от узаконивания? Согласование должно проводиться до начала перепланировки, а узаконивание – уже после ее фактической реализации. Часто владельцы квартир перед капитальным ремонтом не задумываются о последствиях и отсутствии необходимости документирования всех планируемых изменений.

Изменения, не согласованные с органами, ответственными за архитектуру и строительство, могут вызвать ослабление несущих конструкций и серьезные проблемы при желании продать квартиру, что отразится не только на возможности получения ипотеки, но и на цене. Требуется время и денежные затраты на оформление документов – процесс узаконивания длится минимум два с половиной месяца, а на практике – около четырех.

Однако не только продажа квартиры может стать затруднительной. Сложности могут возникнуть также при различных операциях с недвижимостью, для коих необходимо проверить соответствие ее плану БТИ, например, при оформлении договора дарения или передаче в наследство. Обнаружение незаконного изменения планировки квартиры инспекцией может привести к требованию немедленного узаконивания работ. Перед тем как проводить перепланировку, владельцу необходимо озаботиться соблюдением закона и правил проведения работ.

Перепланировать квартиру многие хотят, но не все знают, как это сделать законно. Если самовольная перепланировка уже была проведена, перед ее узакониванием необходимо точно выяснить, что именно было изменено. Для этого можно пригласить специалиста из профильной организации, занимающейся узакониванием перепланировок, для осмотра квартиры. Важно иметь действующие документы БТИ, такие как технический паспорт квартиры или план и экспликация, для проведения оценки. Это позволит понимать разницу между реальным состоянием помещения и тем, что отражено в официальных документах. Участки квартиры, в которых произведена самовольная перепланировка, будут выделены красными линиями.

Если у владельца квартиры нет плана БТИ, то потребуется заказать его архивную копию. Следует помнить, что не все изменения можно узаконить. Существует список запрещенных работ, которые нельзя производить в жилых помещениях. Если же они были проведены, то узаконить перепланировку не удастся, а собственнику придется привести квартиру в исходное состояние за свой счет, а также платить штраф. Это может быть расширение санузлов за счет жилых помещений, снос несущих стен, вынос радиаторов на лоджию или балкон, подключение теплых полов к центральному отоплению и другие типичные нарушения.

Некоторые изменения можно согласовать в заявительном порядке без разработки проектной документации. Это могут быть снос встроенной мебели, перемещение мойки и плиты в пределах кухни или изменение расположения сантехнических приборов в пределах одного помещения, монтаж легких перегородок и ликвидация проемов в несущих стенах. После сбора и оценки всей необходимой информации делается вывод о законности проведенных изменений. Если перепланировка соответствует всем существующим требованиям законодательства, можно приступать ко второму этапу ее узаконивания.

Одним из самых значимых этапов ремонта квартир является процедура получения технического заключения. Отметим, что многие переделки относятся к разряду сложных перепланировок. К примеру, даже самые незначительные изменения, такие как демонтаж подоконников или перестановка газовой плиты даже на метр, не могут быть совершены без предварительного согласования. К числу сложных работ отнесем перенос или создание второго санузла, а также установку тяжелых перегородок или проемов в несущих стенах. В столице действует определенный перечень, содержащий подобные работы, который указан в пунктах 2 и 3 постановления Правительства Москвы от 26 декабря 2012 года № 840-ПП.

Уважаемый собственник квартиры может узаконить подобные изменения только при наличии технического заключения о состоянии конструкции зданий и возможности безопасного выполнения работ. По условиям этой процедуры, техническое заключение может быть выдано только специальной проектной организацией, обладающей СРО.

Для получения технического заключения, нужно обратиться в проектную организацию и заказать выезд на объект специалиста, который осуществит все необходимые измерения и заключит соответствующий документ. Стоит отметить, что за правильность и точность измерений отвечает именно организация-исполнитель. Средний период подготовки технического заключения составляет семь дней, а стоимость документа составляет около 25 000 рублей.

Если при выполнении работ затрагиваются несущие стены, то процесс получения технического заключения становится значительно сложнее. Право на выдачу заключения имеет только автор проекта дома. В случае, если проектная организация уже не существует, то требуется обратиться в замещающий ее проектный институт. В Москве данным институтом является ГБУ «Экспертный Центр».

Важный этап в узаконении перепланировки квартиры – подача документов в соответствующую жилищную инспекцию через МФЦ. В массивный пакет документов обязательно входят:

  • техническое заключение,
  • технический паспорт/план и экспликация квартиры до перепланировки,
  • правоустанавливающие документы,
  • выписка из ЕГРН или свидетельство о государственной регистрации права собственности.

Если был перенесен газопровод, потребуется дополнительно предоставить справку АО "Мосгаз" об оптимальности подключения.

После аккуратного подготовления документов, жилищная инспекция на протяжении двух-трех недель проводит осмотр квартиры на соответствие заявленному техническому заключению. Важно, чтобы обмеры проводила компания, которая составляла техническое заключение. Также при проведении осмотра инспектор составляет акт об административном правонарушении, т.к. самовольная перепланировка является именно таким нарушением. Стоимость штрафа составляет около 2500 рублей. Следующим этапом является получение квитанции об оплате за штраф. Собственник квартиры может оплатить ее по телефону, либо, направив мессенджеру фотографию квитанции или отправив ее по электронной почте, оповестить инспектора.

После этого жилищная инспекция рассматривает и принимает решение об узаконении перепланировки на основании предоставленного технического заключения. Если перепланировка не соответствует законодательству, собственник получит отказ в оформлении акта о завершенном переустройстве. В противном случае, инспектор позвонит ему и сообщит о необходимости подписать акт. Это означает, что владелец квартиры должен забрать документ в жилищной инспекции, подписать его в компании, которая составляла техническое заключение, и вернуть в жилищную инспекцию на подпись. Весь процесс займет от 2 до 4 месяцев, в случае же, если в перепланировке была затронута несущая конструкция, он может растянуться на полгода.

Последний этап законной перепланировки - это оформление нового плана БТИ. После того, как владелец квартиры получил акт о проведенных работах, ему необходимо обратиться в БТИ и запросить новый план, который отразит все изменения. Если на первом этапе не был получен старый план БТИ, то необходимо вызвать техника для проведения измерений. В этом случае государственная пошлина составит примерно 10 000 рублей, а процесс займет не менее трех недель. Если же владелец квартиры уже имеет старый план, то за новый план он должен будет уплатить около 2000 рублей. При этом услуги техника не будут требоваться, так как красные линии будут отрисованы уже в черном цвете. Оформление нового плана займет около недели.

Однако, стоит помнить, что самостоятельное оформление перепланировки является трудоемким и дорогостоящим процессом. Несоблюдение тонкостей законодательства и несогласование документации может привести к существенным задержкам и увеличению стоимости процедуры.

Фото: freepik.com

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *