Управление ИТ-активами: анализ российского рынка услуг и его крупнейшие игроки
В условиях экономического кризиса, руководителям предприятий и ИТ-директорам все чаще приходится заботиться о ключевых показателях эффективности информационных технологий (ИТ) и о том, как улучшить эти характеристики. Оборудование и программное обеспечение ИТ-систем требуют постоянных инвестиций, которые не всегда эффективны.
Однако, согласно исследованию The 2013 Gartner CEO and Senior Executive Survey, становится очевидно, что управление ИТ-активами является трендом не только в России, но и в мировой практике. Руководители все больше осознают важность такого управления: 70% из них понимают это глубоко, а 31% даже планируют ускорить процесс развития стороны ИТ.
Трудности, к которым приводит неумение контролировать постоянно растущую и совершенствующуюся ИТ-инфраструктуру, могут быть крайне серьезными. От нежелания использовать лицензионное программное обеспечение, несоответствия требованиям информационной безопасности, до потери важной компании информации.
Пренебрежение данной стороной развития бизнеса может повлечь следующие неприятные последствия: использование нелицензионного софта, критические сбои в работе, проблемы с правоохранительными органами, неправомерная утечка данных, увеличение расходов на ИТ-обеспечение, снижение эффективности бизнес-процессов и замедление коммуникаций.
Верховенство IT-активов в настоящее время делает образование управления этими активами обязательным. К IT-активам следует отнести инфраструктуру (аппаратное обеспечение), лицензионное программное обеспечение, контракты с поставщиками и финансы. Однако каждой организации требуется решить, как управлять активами по своим потребностям и предполагаемой прибыли.
Управление IT-активами включает множество задач, которые включают:
- инвентаризацию (важно получить комплексные результаты не только в виде бухгалтерской информации, но и в качестве характеристик конфигурационных единиц – КЕ);
- непрерывный мониторинг – от приобретения до списания (учет действительных и недействительных лицензий, контрактов на лизинг, закупку и поддержку программного и аппаратного обеспечения, используемых и неиспользуемых, устаревающих и невостребованных активов);
- анализ и разнесение затрат по ключевым точкам расходов и бюджетам;
- выставление счетов;
- создание прозрачной отчетности для возможности сравнения себестоимости текущих закупок с рынком;
- оптимизацию процесса закупок (бюджетирование, стратегическое планирование, снижение и возмещение затрат).
Вся процедура управления IT-активами может и должна быть автоматизирована, для чего разработаны различные модульные решения. Выбор модулей зависит от необходимой глубины охвата процесса и требуемого уровня автоматизации, а также целей и задач, размера бюджета, сроков внедрения и стратегии развития.
Мировой опыт по управлению IT-активами на данный момент собран в библиотеке IBPL, которая была создана Международной ассоциацией менеджеров по управлению IT-активами (International Association of Information Technology Asset Managers, IAITAM). Также ориентиры приведены в международных стандартах ISO/IEC 20000, ISO/IEC 19770, COBIT, ITIL.
ISO/IEC 20000 – это международный стандарт, который определяет требования к компаниям, оказывающим IT-услуги. Он используется в работе таких высокотехнологичных организаций, как системные интеграторы, банки, страховые компании, интернет-провайдеры и разработчики программного обеспечения. ISO/IEC 19770 – это стандарт, который позволяет выстроить бизнес-процессы в компании таким образом, чтобы в них могло быть задействовано только лицензионное ПО. COBIT – это стандарты, которые определяют задачи информационных и смежных технологий. В них описываются цели и принципы управления, объекты управления, даются определения IT-процессов и требования к ним, а также описываются возможные инструменты реализации последних. ITIL – это британская библиотека лучших практических способов организации работы IT-подразделений и IT-компаний. На сегодняшний день она фактически является международным стандартом в описании фундаментальных процессов управления ИТ-услугами. На базе ITIL созданы структурированные подходы к управлению IT-услугами в ведущих подразделениях компаний Hewlett-Packard, IBM и Microsoft.
На сегодняшний день изучение теоретической базы по вопросам управления IT-активами доступно при обучении на специальностях «ИТ-менеджмент» в крупных технических вузах. К сожалению, не каждый IT-директор и генеральный директор предприятия владеют такими знаниями. Тем не менее, воплощение передовых идей управления IT обеспечивает эффективность ИТ-инфраструктуры всего предприятия.
Развитие информационных технологий оказало серьезное влияние на бизнес-сферу. Внедрение процессов управления ИТ-активами позволяет обеспечить ряд преимуществ:
- повышение эффективности управления бюджетом;
- проведение качественного стратегического планирования;
- соответствие регулирующим требованиям;
- возмещение затрат и определение путей их снижения.
Многие компании сталкиваются с проблемами управления ИТ-активами и пытаются решить их самостоятельно. Однако, крупные холдинги не могут обойтись без помощи профессионалов, чтобы обеспечить эффективное управление ИТ-активами.
Оценка рынка услуг по менеджменту в сфере информационных технологий
Согласно данным IDC, перспективы российского рынка IT-услуг на 2015 год неутешительны, с ожидаемым снижением долларового сегмента на 10%. Однако, несмотря на это, менеджмент в сфере информационных технологий продолжит пользоваться высоким спросом. Важно отметить, что спрос на управление IT-активами не падал даже в период кризисных явлений мировой экономики, например, в 2008 году.
Сегодняшняя мировая тенденция гласит, что главным заказчиком IT-сервисов в компаниях в большей степени выступает генеральный директор, а не IT-директор, как было ранее.
Рейтинг ИТ-компаний России
Если вы ищете надежную ИТ-компанию для решения вопросов управления IT-активами, то выбор может оказаться непростым. Необходимо учитывать разнообразные аспекты, такие как глубокое знание информационных технологий, качество партнерских отношений с ведущими поставщиками оборудования и программного обеспечения, а также надежную защиту информации от несанкционированного доступа. В России на рынке давно и успешно работают несколько ИТ-компаний, обладающих высокой репутацией и узнаваемыми брендами.
Краткие описания компаний:
1. Компания "Ай-Теко"
Ай-Теко – это крупнейшая ИТ-компания России, основанная в 1992 году. Она ориентирована на решения для банков, телекоммуникаций и государственных органов. Компания занимается разработкой программного обеспечения, защитой информации и созданием ИТ-инфраструктуры. Среди ее клиентов такие крупные компании, как "Сбербанк", "МТС" и "Роснефть".
2. Компания "ИТ-Групп"
ИТ-Групп работает на рынке IT-услуг с 2001 года. Компания занимается разработкой программного обеспечения, созданием информационных систем и ИТ-инфраструктуры. В 2015 году ИТ-Групп получила награду "Лучший поставщик ИТ-исполнения условий государственных контрактов", а также была признана одной из самых надежных ИТ-компаний России.
3. Компания "Ланит"
Компания "Ланит" – это одна из крупнейших ИТ-компаний России, работающая на рынке более 27 лет. Компания занимается разработкой программного обеспечения, созданием ИТ-инфраструктуры и аутсорсингом. Среди клиентов "Ланита" – "Газпромнефть", "РЖД" и "Росатом". В 2018 году компания была награждена премией "Лидеры инновационного развития".
Компания КРОК существует уже с 1992 года и является лидером на российском IT-рынке в сегменте предоставления услуг по созданию IT-инфраструктур (системной интеграции). Согласно данным IDC, доля КРОК на рынке составляет 16,1%.
Количество сотрудников компании превышает 2 200 человек, причем более 75% из них - технические специалисты, обладающие 4 400 профессиональными сертификатами. Для создания комплексных решений КРОК постоянно сотрудничает с более чем 200 производителями АО и ПО, включая Центры решений EMC, HP, Hitachi Data Systems, EON Reality, Symantec и Dell. Это дает клиентам возможность использовать новейшие технологии в своих бизнес-задачах.
Компания ежегодно завершает 2 000 проектов для корпоративных заказчиков, среди которых находятся крупные компании, такие как «Альфа-Банк», «Райффайзенбанк», «Башнефть», «Сургутнефтегаз», X5 Retail Group N. V., «АШАН», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РЖД» и многие другие. В 2013 году оборот компании составил 27 млрд руб.
IBS была основана в 1992 году. Группа компаний IBS насчитывает более 10 000 сотрудников, которые работают по всему миру. Она безупречно занимает одну из первых позиций в чрезвычайно значимых отраслевых рейтингах. Кроме того, IBS сотрудничает с отечественными и западными поставщиками, которые производят программное и аппаратное обеспечение. В компании также имеется Центр корпоративных внедрений и поддержки решений 1С.
IBS предлагает полный спектр услуг в области информационных технологий, включая разработку ПО и бизнес-приложений, консультационные услуги в сфере ИТ, ИТ-аутсорсинг. Среди клиентов компании находятся такие крупные организации, как Росатом, Газпром, Сбербанк, Boeing, Deutsche Bank, IBM, Dell, AMD, Ford и многие другие.
Консолидированный оборот компании в 2014 году составил порядка 903,6 млн. долларов.
Компания Техносерв была основана в 1992 году. Она имеет представительства во многих городах России и стран СНГ. Ключевые направления деятельности компании включают:
- хранение и обработку данных;
- построение и мониторинг ИТ-инфраструктуры;
- обеспечение информационной безопасности;
- ИТ-аутсорсинг и многое другое.
Среди заказчиков компании находятся такие компании, как «Аэрофлот», «Российские железные дороги», «Связьинвест», «Мобильные ТелеСистемы», «ВымпелКом» и другие.
За 2013 год компания Техносерв заняла место в ТОП-3 рейтингов РА «Эксперт» и «Коммерсантъ Деньги» среди российских IT-компаний. Общее число сотрудников в компании превышает 2 000 человек, а объем ее оборота в 2013 году составил 40,16 миллиарда рублей.
Компания NVision уже на протяжении 20 лет работает на IT-рынке, предоставляя широкий спектр услуг, таких как консалтинг, разработка и внедрение бизнес-приложений, а также построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры. Компания имеет 20 представительств в России, а также 4 представительства в странах СНГ и Европы.
Более 100 крупнейших поставщиков АО и ПО являются партнерами компании. В настоящее время в ней работает более 3 500 человек, обслуживающих 250 крупных заказчиков, среди которых «ВТБ», «Мобильные ТелеСистемы», «Альфа-Банк», Министерство энергетики РФ, «Высшая школа экономики» и многие другие.
Ежегодно в компании реализуется более 5 000 проектов. В 2013 году компания «NVision» получила выручку в размере 39,4 млрд рублей. В рейтинге ИД «Коммерсант» компания заняла 2-е место по предоставлению ИТ-услуг в 2014 году.
"Астерос" – группа компаний, существующая с 1998 года. В ее состав входят такие компании, как "КАБЕСТ", "Астерос Консалтинг" и "Астерос Лабс". Компания имеет представительства в России и странах СНГ. Главными направлениями ее работ являются построение и обслуживание ИТ-инфраструктуры, систем безопасности (включая информационную), разработка и использование бизнес-приложений, а также ИТ-аутсорсинг и инженерные сети.
"Астерос" имеет широкое портфолио клиентов, в которое входят такие крупные компании, как "ВТБ", Сбербанк России, "Вертолеты России", РУСАЛ, РусГидро, "Северсталь", "ТНК-BP", "ВымпелКом", "МТС", МегаФон, Администрация Президента РФ, Министерство обороны РФ, Совет Федерации РФ, ФСБ России и ФТС РФ.
"Астерос" также выделяется большим количеством специалистов - более 1 700, работающих в компании.
В 2013 году "Астерос" получила почётное место в списке крупнейших компаний России - рейтинге «Эксперт-400». Оборот компании в этот же год составил 19,7 миллиардов рублей.
Если вы готовы к выбору поставщика услуг, то каждая из компаний, представленных в данной статье, заслуживает детального рассмотрения. Однако, чтобы сделать обоснованный и правильный выбор, необходимо провести анализ решений, предлагаемых каждым поставщиком, и определить, какие из них соответствуют актуальным задачам вашего бизнеса.
Фото: freepik.com