17.04.2024

Обзор типичных нарушений законодательства Российской Федерации, допускаемых некоммерческими организациями, в том числе общественными объединениями и религиозными организациями, в д

Анализ поступивших в Управление Минюста России по Волгоградской области (далее - Управление) документов в 2024 году для государственной регистрации некоммерческих организаций выявил ряд типичных ошибок и нарушений при их

Анализ поступивших в Управление Минюста России по Волгоградской области (далее - Управление) документов в 2024 году для государственной регистрации некоммерческих организаций выявил ряд типичных ошибок и нарушений при их подготовке, которые можно разделить на две группы:

нарушения, связанные с наличием в учредительных документах положений, противоречащих федеральному законодательству; ошибки, допускаемые заявителями при оформлении иных документов для государственной регистрации.

Основаниями для отказов в регистрации некоммерческих организаций явились следующие нарушения:

- положения пунктов 1 и 1.1 статьи 23.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (далее – Закон № 7-ФЗ);

- положения статьи 23 Федерального закона от 19.05.1995 №82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее – Закон № 82-ФЗ);

- положения статьи 12 Федерального закона от 26.09.1997 №125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» (далее – Закон № 125-ФЗ).

Типичными нарушениями, допускаемыми заявителями некоммерческих организаций, являются:

- необходимые для государственной регистрации документы представлены не полностью;

- устав некоммерческой организации противоречит требованиям законодательства Российской Федерации;

- решение о создании некоммерческой организации (или о внесении изменений) не соответствует требованиям законодательства;

-  представление на государственную регистрацию документов, утративших силу;

- заявления о государственной регистрации заполнены с нарушением требований законодательства;

- документы оформлены в ненадлежащем порядке;

- иные нарушения и замечания.

1. Документы для государственной регистрации представлены не полностью

1.1

В поступивших на государственную регистрацию комплектах отсутствую установленные законами  документы, необходимые для государственной регистрации.

В нарушение пункта 5 статьи 13.1 Закона № 7-ФЗ», статьи 21 Закона № 82-ФЗ, статьи 11 Закона № 125-ФЗ представленные документы не соответствуют установленному перечню.

Также, документы не соответствуют перечням, указным в пунктах 27-30 Административного регламента предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденного Приказом Минюста России от 26.09.2022 № 199 (далее – Административный регламент № 199).

1.2

Отсутствует необходимое для регистрации количество экземпляров документов.

Не представлены оригиналы документов.

В соответствии с пунктом 27 Административного регламента № 199 все документы, кроме документов, представляемых в электронной форме, представляются на государственную регистрацию в трех экземплярах, один из которых должен быть подлинником.

Учредительные документы некоммерческой организации представляются так же в трех подлинных экземплярах, за исключением документов, представляемых в электронной форме.

2. Устав некоммерческой организации противоречит требованиям законодательства Российской Федерации

2.1

В наименовании   некоммерческой организации не отражены организационно-правовая форма некоммерческой организации, характер деятельности, территориальная сфера деятельности (для общественных объединений), вероисповедание (для религиозной организации).

В нарушении пункта 1 статьи 4 Закона №7-ФЗ наименование некоммерческого организации не содержит указание на ее организационно-правовую форму и характер деятельности (отражение цели).

В соответствии со статьёй 28 Закона № 82-ФЗ официальное наименование общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.

В соответствии с пунктом 8 статьи 8 Закона                        № 125-ФЗ наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании.

2.2

В уставе некоммерческой организации отсутствует указание на организационно правовую форму (либо она указана не верно).

В нарушение пункта 4 статьи 52 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ)   в уставах некоммерческих организаций не содержатся сведения об организационно-правовой форме, перечень которых установлен пунктом 3 статьи 50 ГК РФ, и о предмете деятельности.

2.3

Уставы некоммерческих организаций предусматривают наличие и использование ими символики, описание которой в уставе отсутствует.

Согласно пункту 5 статьи 3 Закона № 7-ФЗ некоммерческие организации вправе иметь символику - эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги и гимны, описание которой должно содержаться в учредительных документах.

В соответствии со статьей 20 Закона № 82-ФЗ в случае использования общественным объединением символики общественного объединения ее описание должно содержаться в уставе общественного объединения.

2.4

Большинство уставов некоммерческих организаций содержат формулировку о том, что «некоммерческая организация вправе осуществлять иные виды деятельности».

В силу статьи 49 ГК РФ некоммерческая организация может осуществлять один или несколько видов деятельности, предусмотренных ее учредительными документами, не запрещенных действующим законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности. В соответствии с пунктом 1 статьи 24 Закона                   № 7-ФЗ некоммерческая организация может осуществлять один вид деятельности или несколько видов деятельности, не запрещенных законодательством Российской Федерации и соответствующих целям деятельности некоммерческой организации, которые предусмотрены ее учредительными документами.

Наличие в уставе некоммерческой организации формулировок «иные цели», «иные виды деятельности», «основные виды деятельности» и иных аналогичных формулировок, предполагающих открытый перечень целей и видов деятельности, равно как и осуществление деятельности за рамками характера деятельности, отраженного в наименовании некоммерческой организации и уставных целях, недопустимо.

2.5

В уставе некоммерческой организации отражен не полный печень вопросов исключительной компетенции высшего руководящего органа, а также отсутствует порядок принятия решений этим органом по вопросам исключительной компетенции.

Исключительная компетенция высшего органа управления некоммерческой организации определена положениями статьи 29 Закона № 7-ФЗ, статьи 65.3 ГК РФ (для корпоративных некоммерческих организаций), других статей ГК РФ (с учетом организационно-правовой формы некоммерческой организации).

Решения по вопросам исключительной компетенции высшего органа управления некоммерческой организацией должны приниматься единогласно или квалифицированным большинством голосов.

2.6

Устав автономной некоммерческой организации не содержит исключительную компетенцию учредителя.

Исключительная компетенция учредителя предусмотрена положениями статей 123.24 – 123.25 ГК РФ и пунктом 3 статьи 10 Закона № 7-ФЗ.

 

2.7

Устав некоммерческой организации ограничивает членство в общественных организациях по признаку гражданства.

В детских и моложёных общественных организациях неверно определен возраст, с которого возможен  прием в члены организации.

Статьей 19 Закона № 82-ФЗ предусмотрен перечень лиц, которые могут быть учредителями, членами и участниками общественных объединений.

2.8

Устав фонда предусматривает возможность реорганизации.

Нарушение статьи 123.17 ГК РФ, в соответствии с которой реорганизация фонда не допускается.

2.9

Устав некоммерческой организации   не содержит сведений о порядке использования имущества в случае её ликвидации.

В соответствии со статьей 14 Закона № 7-ФЗ в уставе некоммерческой организации должен быть определен порядок использования имущества в случае её ликвидации.

 

3. Решение о создании некоммерческой организации или о внесении изменений в учредительные документы и ЕГРЮЛ не соответствуют требованиям законодательства.

3.1

Решение о создании  юридического лица не содержит сведений, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 51.1 ГК РФ в решении об учреждении юридического лица указываются сведения об учреждении юридического лица, утверждении его устава, о порядке, размере, способах и сроках образования имущества юридического лица, об избрании (назначении) органов юридического лица.

 

3.2

Протокол собрания высшего руководящего органа   некоммерческой организации не соответствует требованиям законодательства, в нем отсутствуют необходимые сведения.

В соответствии со статьей 181.2 ГК РФ в протоколе должны быть указаны:

1) дата, время и место проведения собрания;

2) сведения о лицах, принявших участие в собрании;

3) результаты голосования по каждому вопросу повестки дня;

4) сведения о лицах, проводивших подсчет голосов;

5) сведения о лицах, голосовавших против принятия решения собрания и потребовавших внести запись об этом в протокол.

Большинство протоколов не содержат информации о времени проведения собрания, о лицах проводивших подсчет голосов и норме представительства (в случае проведения заседания в форме конференции).

4. На государственную регистрацию представлены недействительные документы.

4.1

Формы заявлений, утверждённые  Приказом ФНС России от 25.01.2012 № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств», утратили силу и являются недействительными.

С 25.11.2020 девствуют новые формы заявлений (Р11001, Р13014, Р15016, Р12003), утвержденные Приказом ФНС России от 31.08.2020 № ЕД-7-14/617@  «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».

5 . Заявления о государственной регистрации заполнены с нарушением требований законодательства.

5.1

Бланки заявлений для государственной регистрации заполнены с нарушением требований Приказа Федеральной налоговой службы от 31.08.2020                 № ЕД-7-14/617@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее – Требования к оформлению).

В нарушение Требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств:

- в состав представляемого заявления включаются незаполненные (пустые) листы, а также полностью незаполненные (пустые) страницы многостраничных листов формы заявления;

- не все графы представляемых форм, заполнение которых обязательно, заполнены;

- не соблюдается требование, согласно которому представляемые документы заполняются от руки печатными буквами либо машинописным способом; – заявления и приложения к ним заполняются прописными или строчными, а не заглавными буквами;

- при заполнении сведений об адресе юридического лица встречаются несоответствия данным, содержащимся в Федеральной информационной адресной системе (ФИАС) сервиса ФНС России;

- реквизиты документов, удостоверяющих личность, указываются не в соответствии с данными паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;

- не указываются идентификационные номера налогоплательщика - физического лица, имеющего право действовать без доверенности, и учредителей некоммерческой организации;

- не указывается должность лица, имеющего право без доверенности действовать от имени юридического лица;

- в разделе «Коды дополнительных видов деятельности» для обозначения кода деятельности указывается код менее четырех цифровых знаков;

- не указывается адрес электронной почты заявителя;

- номер телефона ошибочно указывается с пробелами и скобками.

6. Иные нарушения законодательства.

6.1

Несоблюдение ограничений, установленных законом в отношении физического лица, являющегося учредителем, либо руководителем некоммерческой организации.

Согласно подпункту «ф» пункта 1 статьи 23   Федеральному закону от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», основанием для отказа в государственной регистрации является, если в регистрирующий орган представлены документы для включения сведений об учредителе (участнике) юридического лица либо о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица, в отношении одного из следующих лиц:

- имевших на момент исключения юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц как недействующего юридического лица право без доверенности действовать от имени такого юридического лица, которое на момент его исключения из единого государственного реестра юридических лиц имело задолженность перед бюджетом или бюджетами бюджетной системы Российской Федерации либо в отношении которого указанная задолженность была признана безнадежной к взысканию в связи с наличием признаков недействующего юридического лица, при условии, что на момент представления документов в регистрирующий орган не истекли три года с момента исключения указанного юридического лица из единого государственного реестра юридических лиц.

6.2

Лицо, имеющее право действовать без доверенности от имени юридического лица, признано несостоятельным (банкротом).

В соответствии с пунктом 3 статьи 213.30 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом.

 

7. Иные замечания.

7.1

Расхождение в написании наименования некоммерческой организации в уставе, протоколе и заявлении.

В заявлениях форм Р11001 и Р13014 должно быть указано наименование некоммерческой организации идентичное указанному в уставе и протоколе о создании (либо о внесении изменений).

7.2

Госпошлина оплачена лицом, которое не является заявителем. При оплате госпошлины ошибочно указан код бюджетной классификации.

В соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации плательщиками государственной пошлины признаются физические лица, обращающиеся за совершением юридически значимых действий.

 

Последние новости

В Волгоград пришла

26 апреля 2024 года состоялся  III ежегодный Форум "Женская весна". Одним из организаторов мероприятия выступила Ольга Мамыкина – член СРЗП, помощник депутата Госдумы.

Региональные спасатели должны получить право на досрочную пенсию!

Работники региональных противопожарных и спасательных служб должны уходить на пенсию досрочно, считают в СПРАВЕДЛИВОЙ РОССИИ – ЗА ПРАВДУ .

Путин спрогнозировал рост ВВП России на 3%

В России экономический рост по итогам года может составить 3%. Прогноз на культурном форуме в Санкт-Петербурге озвучил президент Владимир Путин .

Card image

Как они помогают управлять бюджетом и сэкономить

Комментарии (0)

Добавить комментарий

Ваш email не публикуется. Обязательные поля отмечены *